На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Туризм и Отдых

57 903 подписчика

Свежие комментарии

  • Алиса Майская
    Что за идиот писал статью? Даже фото подобрать не в состоянии - на фото не Германия, а Нидерланды. Кстати, в большинс...Шторы: почему в Г...
  • ольга решетникова
    Как интересно! Оказывается, "Швеция известна (...)  заснеженными Альпами" (с).   О, сколько нам открытий чудных явит ...Везёт же людям! С...
  • Алиса Майская
    Автор плохо учится в средней школе, (где Альпы заснеженые и где Швеция - по карте посмотреть не мешало бы) - дальше м...Везёт же людям! С...

Суздаль пахнет медом, яблоками и стариной

Помните финал множества русских народных сказок: мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало? Так вот, медом в старину называли медовуху, и пили её с превеликим удовольствием. Возродили утерянное было производство в Суздале, а более вроде бы нигде. Я попробовал потом сварить ее дома, в Костанае, и в итоге получился замечательный напиток. Что-то среднее между шампанским и хорошим квасом. Могу поделиться рецептом.



А было так. Идем мы по улицам музея деревянного зодчества в самой сердце старинного города. Даже гидесса наша иногда притормаживает, понимая своих подопечных. Всё бегом, бегом, а много ли успеешь разглядеть в таком-то темпе? Снимаю на камеру все подряд, потому что красоты такой, рубленой, вековой, не видел нигде.



Понимаю, что я не первый снимаю этот город, и не последний. Но кто-то попал сюда зимой, в морозный день, кого-то летом подвела погода. Мне повезло: день был жарким, солнечным, и древний Суздаль удалось заснять во всей его красе.



Сюда, в музей деревянного зодчества, много лет свозили самые примечательные сооружения со всей владимирской земли. Дом зажиточного крестьянина. Из хороших бревен, в два этажа. Дом крестьянина-середняка, в один этаж, но крепкий, основательный. Мой дед Егор в своей смоленской деревне тоже числился середняком и, скорее всего, имел такой же.



Заходим во все по очереди: как там, внутри? А совсем неплохо, не землянка, жить можно. Лавки, печь, стол, керосиновая лампа, иконы, даже лубочные картинки, посуда на все случаи крестьянской жизни. Рядом с избами небольшой сельский храм. Совсем не помпезный, но с красивым резным иконостасом, свечами, образами. Поодаль стоят ветряные мельницы, колодец, на берегу реки Каменки на сваях угнездились амбары. На сваях - от паводка и от вездесущих грызунов.



Мы уже двигались на выход и тут повстречалась нам медовуха. Натуральная, с жужжащими вокруг пчелами и с хозяйкой за прилавком:
- Ну, что же вы все мимо бежите, и никто не остановится, не попробует чудного напитка!
Тормозим, подходим ближе. Да разве удержишься, глядя на такой прилавок? Тут тебе и пятиалтынная, и двухалтынная. А в чем отличие? Отличие я потом понял, когда уже дома сам ее варил. В крепости вся разница.
- А нальешь попробовать?
- Да конечно налью, пробуйте на здоровье.



Отмахиваясь пластмассовыми стаканчиками от зудящих пчел, делаем по глотку, потом еще по одному. Прочувствовав эту медовую радость, укладываем в сумки такой и эдакой, прихватывая заодно и несколько фляжек сбитня.



В небольшой компании таких же любителей медовухи бредем к автобусу, чтобы двигаться дальше, к белокаменным храмам. Там, на центральных улицах Суздаля уже который день народ широко празднует День города (или дни, если учитывать их число). Так вот, идем себе, никого не трогаем. Не спеша идем и вроде бы куда нужно. Автобуса в поле зрения нет. Стоп, говорим себе, туда ли мы идем?



Разворачиваемся в другом направлении и понимаем, что снова бредем не туда. Не знаю, медовуха ли это заморочила голову (ведь обещали, что только ноги не будут ходить), но в конце концов пришлось звонить по сотке и идти по наводке гидессы к автобусу.



В центре Суздаля не протолкнуться было от народа. Идешь по главной улице, которая носит, естественно, имя Ленина и представляешь: а как тут было раньше? Булыжники, как сегодня, или деревянные плахи служили мостовой? Гулял здесь простой народ или только княжеская свита проносилась? Владимир Мономах по этим самым улицам проезжал, здесь же правил и сын его Юрий Долгорукий, будущий основатель Москвы. Этот город уже стоял, а Москвы даже в замыслах не было.



Но, чувствую, потянуло меня на пересказ путеводителя. Остановлюсь на этом, лучше посмотрите фото, они расскажут не хуже. Не пишу про храмы и про монастыри, когда их построили, по какому случаю. Про это каждый сам при желании может прочитать все в интернете, и в подробностях. Мне же интереснее поговорить с людьми, посмотреть, как живут, чем интересны. А потом передать свои впечатления об увиденном, с помощью фото и путевых заметок. Стараюсь, чтобы они были путёвыми.



В городе-музее запрет на строительство высоких зданий — нельзя состязаться с храмами. Здесь в принципе нет никакой промышленности, чтобы не грязнить воздух. Только сувениры, пряники, медовуха, просто продукты. Все. Въезжаешь в город — никаких промзон, свалок металлолома, ободранных халуп. Все почищено, покрашено, подремонтировано.



Из окна автобуса хорошо видны садочки за невысокими заборами. В каждом яблони буквально ломятся от яблок, и это не кислые ранетки, а хорошие, крупные яблоки. Мы еще успели забежать на базарчик и прикупить этих яблок. Оказалось, Белый налив, вкусные очень, какие и у нас растут. Но не в таком количестве. Бабулька была рада, что удалось продать нам кусочек урожая. И правда, попробуй продай то, что лежит под ногами за каждым забором, а то и на тротуаре.



Другая бабуля буквально заставила нас купить у нее малосольных огурчиков:


- Самые лучшие в мире суздальские огурчики. Да вы что, телевизор не смотрите? У нас же каждый год огуречный фестиваль проходит. А мои огурчики круглый год малосольные.


Договорились купить штук пять, что лежали на чашке весов. В обмен на рецепт малосольных огурцов. Секрет оказался прост. Уксус не класть, соли чуть меньше нормы, побольше листиков и специй и держать в холодном погребе. Ну, в принципе, мы тоже так умеем. Но довезти бабулины огурчики до гостиницы не удалось. Запах буквально сводил с ума соседей по автобусу, пришлось поделиться. Ладно, успели хоть попробовать.



Таким и остался в памяти этот город. С запахами медовухи, малосольных огурчиков, спелых яблок и, конечно же, старинных храмов и монастырей. В них действительно свой, особый запах — лампадок, свечей, старых икон. Да, чуть не забыл про еще одну встречу.



В Суздале, в музее деревянного зодчества, в ухоженной избе они встречали экскурсии — Инна и Александр Костровы. Она пела старинную песню, он играл на гуслях. Струны звучали звонко, непривычно, песня вроде бы русская, но совершенно незнакомая.



Инна пела, звенели гусли Александра, а мы стояли завороженные, впервые услыхав такое.



Ничего особенного, кажется, но слушаешь и боишься шевельнутся. Это вам не попса с тупым повтором одной и той же фразы, а целая история, сложенная кем-то век назад. Вот кончилась песня, а мы стоим, замерев, пока кто-то не догадался похлопать.




Инна улыбнулась и говорит:
- Что, призадумались? Вот такие песни в старину пели наши предки. Слушайте хоть иногда, это помогает в жизни.



Я купил у них оба их диска — со старыми песнями и с колыбельными. И конечно же, залез потом в интернет. Посмотрю, думаю, что это за самодеятельные артисты. Оказалось, никакой самодеятельности. Инна и Александр закончили Нижегородскую консерваторию, вместе выступают более четырех лет. Не только вот тут, в музее, перед туристами, но и на большой сцене в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Костроме. С их участием прошли передачи на радио и на телевидении.



Так что нам повезло вдвойне — послушали такую редкость, и не с заднего ряда в концертном зале, а в деревянной избе, лицом к лицу. Так же, наверное, и наши предки слушали гусляров.



А в самом конце обещанный рецепт медовухи, если кого интересует. Ничего нового, многие и без меня рецепт знают, пишу для тех, кто еще не пробовал. У меня, как ни странно, получилось почти что с первой попытки.
Перебрал в интернете с десяток рецептов и остановился на самом доступном. Вот он. Берешь примерно килограмм меда (я подобрал прошлогодние остатки). Нагреваешь до 50 градусов бутилированную воду, у меня было литров семь, и в этой воде разводишь мед. Потом кладешь туда граммов 10 хмелевых шишечек (на даче набрал, но, говорят, есть в аптеке). Затем в теплой воде развел 3 грамма дрожжей и влил опять же в кастрюлю. Для аромата еще положил туда веточку мелиссы, но это не обязательно.



Все это хозяйство залил в 10-литровую бутыль, надел перчатку, опустил конец трубки в воду и стал ждать. Через неделю перчатка должна была упасть, но у меня простояла две недели. Видимо, где-то промахнулся. Или хмеля мало, или меда, или дрожжи не такие (в интернете говорят — нужны винные).



Через две недели продукт перестал бродить и я начал его сливать. Попробовал. Душистый, ароматный, но кислый, в рот не возьмешь. Ладно, это не беда, лекарство знаю. Слил треть медовухи, добавил туда сахара с полкило, размешал и залил обратно, дображивать. Через неделю медовуха была готова. Я ее сравнивал с эталонной, из Суздаля — моя на вкус не хуже. Даже пенится, когда наливаешь в бокал.



Будете делать — приятного вам аппетита. Но не забывайте про ее коварные свойства. Пьешь легко и с удовольствием, а потом не можешь шагу сделать...



На снимках — жаркий день в Суздале, центр города, отголоски народных гуляний, музей деревянного зодчества и конечно же монастыри и храмы, иконы, купола, бабуля с огурчиками. А еще заснял массу интересного в лавке лоскутного творчества суздальских мастеров, но разве все сразу выложишь?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх