На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Туризм и Отдых

57 901 подписчик

Свежие комментарии

  • Алиса Майская
    Что за идиот писал статью? Даже фото подобрать не в состоянии - на фото не Германия, а Нидерланды. Кстати, в большинс...Шторы: почему в Г...
  • ольга решетникова
    Как интересно! Оказывается, "Швеция известна (...)  заснеженными Альпами" (с).   О, сколько нам открытий чудных явит ...Везёт же людям! С...
  • Алиса Майская
    Автор плохо учится в средней школе, (где Альпы заснеженые и где Швеция - по карте посмотреть не мешало бы) - дальше м...Везёт же людям! С...

Байкальское кольцо

Как известно, дорог около Байкала немного. Это дикие и впечатляющие места, но в основном не для проезда на автомобилях. Мы же хотели проехать вокруг Байкала именно на машине. И если до Нового Уояна на севере и Улюнхана на юге подходят вполне себе проезжие грунтовки, то между ними уже можно сказать ничего и нет.

Вернее всё-таки есть. Старая дорога, которая была проложена еще во времена строительства БАМа в 1975 году. После окончания строительства потребность в ней отпала. Ёе еще пытались использовать какое-то время для нужд местного населения, но природа забирала своё. Постепенно дорога превратилась в направление и стала обрастать легендами… Вот здесь нам и предстояло пройти.

Байкальское кольцо

Итак, север Забайкалья, Баргузинский хребет, мощные горные реки, громадные камни и осенние краски непроходимой тайги. Заходить решено было с севера, через Братск. Лил дождь, но Братскую ГЭС мы всё-таки посмотрели. Высота 120 метров, впечатляет, но не как Саяно-Шушенская, конечно.

Байкальское кольцо

Сносная дорога идет до Усть-Кута. Именно здесь оканчиваются маршруты дальнобойщиков. Дальше – уже убитый грейдер. Усть-Кут, место впадения речки Кута в Лену. Здесь я впервые переехал одну из великих рек Сибири. Вообще, здешние поселки и их история – это отдельная тема.

Байкальское кольцо

Но нам нужно дальше. Продолжает идти ливень. Если так пойдет дело, мы не проедем и 10 км по зимнику. Вода поднимается от малейшего дождика и шансы проехать сводятся к нулю.
Вот так мы и мчали по грейдеру вперед, в облака.

Байкальское кольцо

По дороге заезжаем посмотреть на мост БАМа через Кунерму. После того как здесь пробили Байкальский тоннель, мост забросили. Вот так он и стоит, еще хорошо сохранившийся, не смотря на сейсмоактивность в 8-9 баллов. Умели строить.

Байкальское кольцо

А на утро мы уже были в начале зимника. Предстояло пройти самый сложный участок – реку Срамная. Камни, вода и еще раз камни.

Байкальское кольцо

История этой дороги такова. В середине 70-х годов стройка БАМа как раз проходила на севере Байкала. Зимой 1975 года ледовая дорога по озеру подвела, лед был недостаточно крепким. Решено было строить временную дорогу. Основная цель – перевезти массу грузов до перевалочной базы – Уояна. Оттуда они шли на будущую магистраль и каскады врезавшихся тогда тоннелей.

Тогда проектировщики предложили четыре варианта трассы автодороги Тазы-Уоян, но нужно было выбрать самый оптимальный и с наименьшими затратами. После тщательного обсуждения выбрали самый короткий, наиболее приемлемый вариант – Баргузинский. Эта автотрасса пролегла в горном, вечномерзлотном краю со сложным рельефом: серпантином подъемов, обходами крутобоких увалов и отрогов, многочисленными горными реками с обрывистыми берегами. В конце декабря там обычно начинают появляться наледи, изрядно потрепавшие нервы строителям-первопроходцам…

Мы ехали и не представляли себе как можно было за несколько месяцев в суровейших зимних условиях Забайкалья, среди гор и тайги проложить дорогу, по которой в дальнейшем проезжало по 70-80 грузовиков день?

Байкальское кольцо

Но время дает о себе знать. Реки здесь способны размыть что угодно.

Байкальское кольцо

Порой прижимы кое-где еще сохранились.

Байкальское кольцо

Где-то же приходилось буквально пробиваться. Сложно даже представить себе эту реку во время паводка, способную с легкостью вырывать такие деревья и ворочать камни в несколько тонн.

Байкальское кольцо

Порой неясно было, то ли русло вот оно рядом, то ли ты едешь прямо по нему.

Байкальское кольцо

Но вот вершина перевала. Тут Срамная уже совсем не срамная. Вокруг снежные шапки гор, прохладно, буйство красок.

Байкальское кольцо

Кое-где еще висят знаки. Знаки того самого зимника. Сюрреалистическое зрелище.

Байкальское кольцо

Мы в долине реки Светлая. Она действительно светлая – спокойная и прозрачная вода.

Байкальское кольцо

Снова брод. Ходим, смотрим, намечаем траекторию.

Байкальское кольцо

А потом проводка. Буквально по сантиметру. Не всегда с берега видно какой камень ждет на глубине.

Байкальское кольцо

Не на глубине местами тоже было хорошо. Объясняем как проходить, следующему экипажу уже легче.

Байкальское кольцо

И вот оперативный простор. С одной стороны каменные оползни, с другой горные склоны в лиственницах. Здесь мы встаем дневкой. Холодно, зато хариус вполне ловится. Вокруг на пару сотен километров ни души.

Байкальское кольцо

Ночью уже устойчивый минус, мы на высоте примерно в 1000 м. Осень в разгаре.

Байкальское кольцо

Иногда нам попадались серьезные мосты. Прямо в тайге. Без каких либо подъездов и съездов с них. Видимо их привезли сюда вертолетом, хотели укреплять дорогу, но в итоге они так и остались здесь навсегда.

Байкальское кольцо

Проезжаем крепкие, грубые домики из лиственницы – это зимовье. Охотникам и промысловикам где-то нужно пережидать непогоду и согреваться, вокруг никакого жилья нет.

Байкальское кольцо

Небольшие озера. Вполне вероятно, что зимой они промерзают до дна – здесь нередки морозы под -50.

Байкальское кольцо

А вот и единственный сохранившийся километровый столб. Именно из-за него дорогу и прозвали «110-й зимник».

Байкальское кольцо

Взбираемся на перевал, высота 1500 метров. Где-то впереди река Баргузин.

Байкальское кольцо
Байкальское кольцо

Баргузин сейчас неглубокий, с водой нам повезло. Но траекторию приходилось всё-таки выбирать.

Байкальское кольцо

Снова долина. Это уже заповедник. Медведи, изюбри, росомахи… говорят совсем непуганные здесь.

Байкальское кольцо

Ну а впереди уже недалеко была цивилизация. Встречаем последнее зимовье…

Байкальское кольцо

Проезжаем последний брод через Баргузин. Совсем не глубоко, но чувствуется напор. Здесь после долгих дождей машина просто всплывает и её сносит по течению…

Байкальское кольцо

… впереди была живописная Баргузинская долина…

Байкальское кольцо

… были буддийские храмы…

Байкальское кольцо

… был и Байкал. Но это уже совсем другая и всем известная история. Мне же Байкал запомнится этой дорогой, суровыми, глухими и потрясающе красивыми местами. Всё-таки у нас великая страна, жаль мы часто не понимаем этого.

Байкальское кольцо

Картина дня

наверх